Инновационная педагогическая площадка

Паспорт инновационного проекта

Название проекта

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность как ресурс выявления и развития способностей детей»

Полное и краткое название образовательной организации, где выполняется проект

Муниципальное автономное   учреждение дополнительного образования города Иркутска «Станция юных натуралистов»  (МАУДО г. Иркутска СЮН)

Адрес образовательной организации

г. Иркутск, ул.  Сибирских Партизан, д. 28 «а», Иркутск, 664020 
тел./факс   32-22-09, 32-95-40; сайт: 38yunnat.ru; адрес эл. почты: yunnat.2014@mail.ru

ФИО руководителя образовательной организации

Кузменкова Людмила Юрьевна

Руководитель проекта

Кузменкова Людмила Юрьевна, директор

Творческая группа проекта

Гилевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора; 
Кацурба Татьяна Владимировна, старший методист;
Аксентьева Галина Владимировна, методист;
Шашкова Анна Владимировна, педагог-организатор;
Казакова Крестина Владимировна, педагог дополнительного образования;
Самульцова Лариса Александровна, педагог дополнительного образования.

Предназначение проекта

Проект направлен на совершенствование учебно-методического, организационного обеспечения по организации полноценной проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Год начала проекта

2019 год

Год окончания проекта

2021 год

Тип проекта

Инновационная педагогическая площадка РТИК ГАУ ДПО ИРО «Проектная и учебно-исследовательская деятельность как ресурс выявления и развития способностей детей»
2019-2021 год, Приказ ГАУ ДПО ИРО № 50 от 29.04.2019 г.

Актуальность проекта

В условиях кардинальных изменений в системе образования, включая сферу дополнительного образования детей, роль проектной и учебно-исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания учащемуся, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Таким образом, создание условий для реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет учащимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Цель проекта

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способностей детей на основе проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта

  1. Смоделировать систему проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  2. Повысить мотивацию детей к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
  3. Развивать исследовательское поведение учащихся, вовлекая их в активную проектную и учебно-исследовательскую деятельность.
  4. Совершенствовать механизмы сетевого взаимодействия в раскрытии и развитии способностей и талантов у каждого ребенка.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • Анализ проблемы, определение задач и разработка плана мероприятий учреждения.
  • Разработка и утверждение нормативных локальных документов, необходимых для реализации проекта
  • Организация просветительской работы среди педагогических работников учреждения, в том числе проведение проектировочных семинаров «Проектная деятельность: сущность и особенности»;
  • Выявление уровня компетентности педагогов по проблеме исследования и их готовности к реализации проекта.
  • Диагностика степени готовности учащихся к проектно-исследовательской деятельности
  • Заключение договоров сетевого взаимодействия с ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» НИИ биологии, ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ имени А.А. Ижевского.

Основной этап:

  • Разработка и внедрение необходимых учебно-методических материалов:
  • Создание материально-технических условий организации инновационного проекта.
  • Привлечение родителей к совместной проектной деятельности (мастер-класс, семинар, тематическое родительское собрание, научно-практическая конференция).
  • Реализация дополнительных общеразвивающих программ проектной и учебно-исследовательской деятельности, в том числе в летний период.
  • Разработка и реализация исследовательских работ и проектов.
  • Участие учащихся и педагогов в научно-практических конференциях различных уровней.
  • Организация и проведение городской научно-практической конференции для учащихся на базе учреждения.
  • Организация и проведение городского семинара-практикума для педагогов «Проектная и учебно-исследовательская деятельность в образовательных учреждениях».
  • Анализ и коррекция профессиональных затруднений педагогов в реализации проекта.
  • Мониторинг устойчивости результатов проекта.

Обобщающий этап:

  • Систематизация диагностических материалов и методик по исследованию динамики процесса, направленного на достижение цели и задач проекта.
  • Диагностика и анализ выполнения проекта по выделенным критериям и показателям.
  • Соотнесение полученных результатов с прогнозируемыми результатами.
  • Систематизация научно-методических и учебно-методических ресурсов.
  • Выпуск серии материалов, подготовленных педагогами, организациями.
  • Популяризация инновационного опыта в разрешении проблемы преемственности на Областном образовательном форуме.           

Ожидаемые результаты проекта

  1. Будут созданы условия, обеспечивающие выявление и развитие способностей детей на основе проектной и учебно-исследовательской деятельности.
  2. Будет смоделирована система проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  3. Повысится мотивация детей к обучению и вовлеченности их в образовательный процесс.
  4. Будет развиваться исследовательское поведение учащихся, что обеспечит вовлеченность в активную проектную и учебно-исследовательскую деятельность.
  5. Усовершенствуются механизмы сетевого взаимодействия в раскрытии и развитии способностей и талантов у каждого ребенка.

Основные критерии и показатели эффективности инновационного проекта

  1. Количественные (по количеству сделанного, проведенного, организованного и др.)
  2. Качественные (по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью проекта; качественные преобразования учеников, педагогов).